Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 30 декабря 2024 г. № 1055

Дата: 15 января в 15:35

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

30 декабря 2024 г. № 1055

О признании детей находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите

На основании части третьей статьи 85<sup>3</sup>, части шестой статьи 116, части первой статьи 117 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, абзаца третьего части второй статьи 17 Закона Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Положение о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите (прилагается).

2. Установить критерии и показатели социально опасного положения согласно приложению.

3. Внести в пункт 6 приложения 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 11 июля 2022 г. № 456 «О вопросах профилактики правонарушений» следующие изменения:

абзац девятый исключить;

абзац десятый изложить в следующей редакции:

«при необходимости в соответствии с законодательством о браке и семье проведение мероприятий по выявлению социально опасного положения детей в семьях, где совершено домашнее насилие;».

4. Признать утратившими силу:

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении»;

подпункт 1.7 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 августа 2021 г. № 493 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь»;

подпункт 1.5 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2022 г. № 502 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь»;

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 декабря 2023 г. № 856 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22».

5. Решения о признании детей находящимися в социально опасном положении, принятые до вступления в силу настоящего постановления, подлежат пересмотру комиссиями по делам несовершеннолетних городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах в соответствии с Положением о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите, утвержденным настоящим постановлением, в течение шести месяцев после вступления его в силу.

6. Областным и Минскому городскому исполнительным комитетам принять меры по реализации настоящего постановления.

7. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2025 г.

 

Премьер-министр Республики Беларусь

Р.Головченко

 

 

Приложение

к постановлению
Совета Министров
Республики Беларусь

30.12.2024 № 1055

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ
социально опасного положения

Критерии социально опасного положения

Показатели социально опасного положения

1. Родителями (единственным родителем), одним из родителей (далее, если не указано иное, – родители) не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (детей)

родители допускают оставление ребенка (детей) без пищи

родители допускают систематическое отсутствие пищи, предназначенной для питания ребенка (детей) (для детей раннего возраста – от 0 до 3 лет, детей дошкольного возраста – от 3 до 6 лет, детей школьного возраста – от 6 лет и старше), отвечающей соответствующим физиологическим потребностям детского организма и не причиняющей вред здоровью ребенка соответствующего возраста

 

родители допускают проживание ребенка (детей) в жилых помещениях, в которых печи, теплогенерирующие агрегаты, газовое оборудование, газопроводы, электрические сети, электроприборы не соответствуют требованиям нормативных правовых актов либо эксплуатационной документации на них и представляют угрозу жизни и безопасности, неработоспособны, демонтированы устройства автоматического (автономного) обнаружения и оповещения о пожаре, надворные постройки и придомовая территория которых не соответствуют требованиям пожарной безопасности и в которых имеются условия, создающие непосредственную угрозу возникновения пожара

 

родители систематически (два раза и более в течение двух месяцев подряд) не выполняют рекомендации медицинских работников по медицинской профилактике, диагностике, лечению и (или) медицинской абилитации, медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его жизни и (или) здоровью

 

родители препятствуют получению ребенком (детьми) обязательного общего среднего образования

 

родители в течение одного месяца со дня регистрации рождения или со дня прибытия на новое место жительства (место пребывания) не обеспечивают регистрацию ребенка (детей) по месту жительства (месту пребывания)

 

в отношении родителей установлены факты, подтверждающие, что они не контролируют поведение и место нахождения ребенка (детей), вследствие чего ребенок (дети) самовольно уходит из дома, бродяжничает, совершил попытку суицида (самоповреждения), получил тяжкие телесные повреждения в результате воздействия внешних факторов и угроз, в том числе вследствие пожара, падения с высоты, отравления алкоголем, наркотическими средствами, психотропными веществами, их аналогами, токсическими или другими одурманивающими веществами (далее, если не указано иное, – психоактивные вещества)

 

оба родителя или единственный родитель на протяжении более трех месяцев не работают или не осуществляют иную деятельность, не запрещенную законодательством, и (или) допускают ненадлежащее расходование социальных выплат (пенсий, государственных пособий семьям, воспитывающим детей, единовременных выплат, материальной помощи, государственной адресной социальной помощи), назначенных на ребенка (детей), вследствие чего не удовлетворяют основные жизненные потребности ребенка (детей), допускают отсутствие пищи, одежды, обуви, места для отдыха, занятий и игр ребенка (детей)

2. Родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка (детей) и его образом жизни, вследствие чего ребенок (дети) совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления

в отношении родителей ребенка (детей) два и более раза в течение года установлены факты привлечения к административной ответственности и (или) освобождения от административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного в статье 10.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

в отношении родителей ребенка (детей) в рамках административного либо уголовного процесса установлены факты, подтверждающие, что они не контролируют поведение и место нахождения ребенка (детей), вследствие чего он совершил правонарушение и в отношении него начата индивидуальная профилактическая работа в соответствии с Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

3. Родители, иные лица, участвующие в воспитании и содержании ребенка (детей), ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним, в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка (детей)

в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, установлены факты привлечения к административной ответственности и (или) освобождения от административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных в статьях 10.1, 17.1, 18.15, 19.1, частях 2–5 статьи 19.3, статьях 19.4, 19.5, 19.8, 19.10–19.12, 25.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, установлены факты потребления психоактивных веществ, употребления ими алкогольных напитков, по результатам чего к ним применялись профилактические меры воздействия в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях или меры индивидуальной профилактики в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»

установлены факты жестокого обращения родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, с ребенком (детьми), физического, сексуального и (или) психологического насилия по отношению к нему

в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании ребенка (детей), установлен факт (факты) совершения административного правонарушения и (или) преступления в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, преступления в сфере домашнего насилия

в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании ребенка (детей), установлен факт (факты) уклонения от диспансерного наблюдения, осуществляемого в связи с наличием хронического или затяжного психического расстройства (заболевания) с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями либо наличием синдрома зависимости от психоактивных веществ

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь

30.12.2024 № 1055

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящим Положением определяются порядок выявления детей, находящихся в социально опасном положении, порядок ведения их учета, порядок и сроки проведения обследования условий жизни и воспитания этих детей, обеспечения контроля за условиями их содержания, воспитания и образования, порядок признания этих детей находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите, а также порядок их возврата родителям (единственному родителю), одному из родителей (далее, если не указано иное, – родители (родитель).

2. Для целей настоящего Положения используются термины и их определения в значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь о браке и семье, Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», иными актами законодательства, а также следующие термины и их определения:

выявление детей, в семьях которых имеются критерии и показатели социально опасного положения, – комплекс действий государственных органов и иных организаций, их структурных подразделений, постоянно действующих коллегиальных органов (далее – организации) по выявлению обстановки, при которой не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (детей), не обеспечивается надзор за его поведением и образом жизни, родители (родитель), иные лица, участвующие в воспитании и содержании ребенка (детей), ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним, страдают хроническим алкоголизмом или наркоманией либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию ребенка (детей), в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья (далее – неблагоприятная для ребенка (детей) обстановка);

мероприятия по устранению критериев и показателей социально опасного положения ребенка (детей) – совместная деятельность организаций с семьей, направленная на устранение причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для ребенка (детей) обстановки, оказание помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (правовой, социальной, финансовой поддержки);

социальное расследование – деятельность организаций по изучению положения в семье и обследованию условий жизни и воспитания ребенка (детей), в отношении которого поступила информация о неблагоприятной для ребенка (детей) обстановке;

социальное сопровождение семьи – комплекс мер, реализуемых на основе межведомственного взаимодействия организаций, направленных на осуществление контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей), надлежащим расходованием родителями (родителем) социальных выплат (пенсий, государственных пособий семьям, воспитывающим ребенка (детей), единовременных выплат, материальной помощи, государственной адресной социальной помощи), назначенных на ребенка (детей), после возвращения в семью ребенка (детей), ранее признанного нуждающимся в государственной защите, оказание оперативной помощи родителям (родителю) в решении индивидуальных проблем семьи.

ГЛАВА 2
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ПРИЗНАНИЮ ДЕТЕЙ НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ И НУЖДАЮЩИМИСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ

3. Организации в пределах своей компетенции участвуют:

в выявлении детей, в семьях которых имеются критерии и показатели социально опасного положения;

в организации и проведении социального расследования;

в принятии решения о наличии в семье ребенка (детей) критериев и показателей социально опасного положения, решения о признании ребенка нуждающимся в государственной защите, об отобрании ребенка у родителей (родителя), установлении ему статуса детей, оставшихся без попечения родителей, о помещении ребенка на государственное обеспечение (далее – решение об отобрании ребенка);

в реализации мероприятий по устранению критериев и показателей социально опасного положения ребенка (детей) и плана защиты прав и законных интересов ребенка;

в контроле за условиями содержания, воспитания и образования ребенка (детей), находящегося в социально опасном положении;

в осуществлении социального сопровождения семьи после возвращения в семью ребенка (детей), ранее признанного нуждающимся в государственной защите;

в иной деятельности, предусмотренной настоящим Положением.

4. В деятельности, указанной в пункте 3 настоящего Положения, в пределах своей компетенции участвуют следующие организации:

местные исполнительные и распорядительные органы;

комиссии по делам несовершеннолетних городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах (далее – комиссии по делам несовершеннолетних);

структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования (далее – отделы образования);

учреждения образования;

государственные организации здравоохранения;

структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере труда, занятости и социальной защиты (далее – органы по труду, занятости и социальной защите);

территориальные центры социального обслуживания населения, центры социального обслуживания семьи и детей;

территориальные органы внутренних дел;

органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям;

структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

орган государственного энергетического и газового надзора, энергоснабжающие, газоснабжающие организации;

организации, осуществляющие учет, расчет и начисление платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением;

государственные организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения государственного жилищного фонда в общежитиях;

иные организации.

5. Областные (Минский городской), городские, районные исполнительные комитеты (местные администрации районов в городах) рассматривают вопросы признания детей находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите не реже одного раза в 6 месяцев.

ГЛАВА 3
ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ, В СЕМЬЯХ КОТОРЫХ ИМЕЮТСЯ КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО ОПАСНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

6. Организации, указанные в пункте 4 настоящего Положения, выявляют неблагоприятную для ребенка (детей) обстановку в семье при осуществлении своей деятельности в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции:

отделы образования, учреждения образования – при осуществлении контроля за условиями содержания, воспитания и образования ребенка (детей) в семьях, в том числе в которые ребенок (дети) возвращен после помещения его на государственное обеспечение, передан родителям (родителю) после восстановления их в родительских правах, при анализе обращений граждан и юридических лиц, при организации учета детей в целях получения ими общего среднего, специального образования на уровне общего среднего образования, анализе участия родителей (родителя) в образовательном процессе;

государственные организации здравоохранения – при оказании медицинской помощи или медицинских услуг, в том числе при патронажах, вызове врача на дом, при выездах скорой медицинской помощи, медицинском наблюдении и оказании медицинской помощи женщинам во время беременности, родов и в послеродовом периоде, в других случаях оказания медицинской помощи или медицинских услуг;

органы по труду, занятости и социальной защите, территориальные центры социального обслуживания населения, центры социального обслуживания семьи и детей – при назначении социальных выплат (пенсий, государственных пособий семьям, воспитывающим детей, единовременных выплат, материальной помощи, государственной адресной социальной помощи), назначенных на ребенка (детей), оказании социальных услуг, проведении обследования многодетных семей, семей, воспитывающих ребенка-инвалида, реализации мер в сфере содействия занятости, при анализе обращений граждан и юридических лиц;

территориальные органы внутренних дел – при посещении по месту жительства лиц, состоящих на профилактическом учете, при проведении с несовершеннолетними и их родителями индивидуальной профилактической работы, в том числе при посещении семей на дому, в рамках рассмотрения в установленном порядке заявлений и сообщений граждан и юридических лиц;

органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям – при проведении пожарно-профилактической работы;

организации, осуществляющие учет, расчет и начисление платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением, – при выявлении фактов невнесения платы по погашению задолженности лицами, имеющими на воспитании ребенка (детей), которые были в установленном законодательством порядке предупреждены о необходимости погашения такой задолженности;

государственные организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения государственного жилищного фонда в общежитиях, – при продлении или расторжении договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда в общежитии в отношении граждан, имеющих на воспитании ребенка (детей) и систематически нарушающих правила внутреннего распорядка в общежитии;

орган государственного энергетического и газового надзора – при проведении адресных проверок технического состояния электрических и теплоиспользующих установок, газового оборудования и газопроводов потребителей газа, условий их эксплуатации в жилых помещениях граждан;

энергоснабжающие, газоснабжающие организации – при проведении проверок показаний приборов учета расхода электрической энергии и газа, расположенных в жилых помещениях граждан, при их обслуживании, при проведении технического обслуживания газового оборудования, предупреждении граждан, имеющих на воспитании ребенка (детей), о необходимости погашения задолженности по оплате услуг электро- и газоснабжения;

иные организации – в случае выявления неблагоприятной для ребенка (детей) обстановки.

7. При выявлении неблагоприятной для ребенка (детей) обстановки организации, указанные в пункте 4 настоящего Положения, незамедлительно письменно информируют об этом отдел образования по месту жительства семьи (месту жительства родителей (родителя) с ребенком (детьми)*.

______________________________

* Для целей настоящего Положения под местом жительства семьи (местом жительства родителей (родителя) с ребенком (детьми) понимается место их фактического проживания независимо от наличия регистрации по месту жительства (месту пребывания).

8. Отдел образования не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации, указанной в пункте 7 настоящего Положения, направляет ее в учреждение образования, в котором обучается (воспитывается) ребенок (дети), или в социально-педагогический центр по месту жительства семьи (месту жительства родителей (родителя) с ребенком (детьми) – в отношении ребенка (детей) в возрасте до 3 лет либо ребенка (детей), который не зачислен в учреждение образования или не проживает с семьей в связи с получением образования.

Организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение образования на районном (городском) уровне, организуют методическое сопровождение деятельности учреждений образования по рассмотрению информации о неблагоприятной для ребенка (детей) обстановке.

ГЛАВА 4
ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

9. Руководителем учреждения образования (социально-педагогического центра) в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения информации, указанной в пункте 7 настоящего Положения, принимается решение о проведении социального расследования. В решении о проведении социального расследования определяются персональный состав комиссии по проведению социального расследования (далее – комиссия), срок его проведения, не превышающий 15 рабочих дней, порядок и срок обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей), дата проведения заседания совета учреждения образования (социально-педагогического центра) по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее – совет профилактики).

10. В проведении социального расследования на основании письменного уведомления учреждения образования (социально-педагогического центра) при необходимости участвуют представители организаций, указанных в пункте 4 настоящего Положения, в соответствии с их компетенцией.

11. Обследование условий жизни и воспитания ребенка (детей) проводится комиссией не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем принятия руководителем учреждения образования (социально-педагогического центра) решения о проведении социального расследования.

По результатам обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей) составляется акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей), в котором отражаются сведения о ребенке (детях), его родителях (родителе), иных гражданах, проживающих совместно с семьей и участвующих в воспитании и содержании ребенка (детей), с выводами о созданных условиях жизни и воспитания ребенка (детей), в том числе о расходовании социальных выплат (пенсий, государственных пособий семьям, воспитывающим детей, единовременных выплат, материальной помощи, государственной адресной социальной помощи), назначенных на ребенка (детей), а также о наличии критериев и показателей социально опасного положения.

При обследовании условий жизни и воспитания ребенка (детей) оценивается возможность участия каждого из родителей, других членов семьи в реализации мероприятий по устранению критериев и показателей социально опасного положения ребенка (детей).

Акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей) подписывается членами комиссии и представляется для ознакомления родителям (родителю) ребенка (детей). При отказе родителей (родителя) от ознакомления с актом в нем делается отметка об этом с указанием причин отказа.

12. При проведении социального расследования учреждение образования (социально-педагогический центр) не позднее 4 рабочих дней со дня, следующего за днем принятия руководителем учреждения образования (социально-педагогического центра) решения о проведении социального расследования, запрашивает информацию о ребенке (детях), его родителях (родителе), иных лицах, участвующих в воспитании и содержании ребенка (детей), и предложения о мероприятиях по устранению критериев и показателей социально опасного положения ребенка (детей) у соответствующих организаций, указанных в пункте 4 настоящего Положения. Предоставление такой информации и предложений о мероприятиях по устранению критериев и показателей социально опасного положения ребенка (детей) осуществляется соответствующими организациями, указанными в пункте 4 настоящего Положения, не позднее 5 рабочих дней со дня поступления запроса.

На основании акта обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей), предоставленных сведений, указанных в части первой настоящего пункта, учреждением образования (социально-педагогическим центром) осуществляется анализ наличия в семье критериев и показателей социально опасного положения и готовится обобщенная информация по результатам социального расследования для рассмотрения на заседании совета профилактики.

13. Совет профилактики рассматривает акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей) и обобщенную информацию по результатам социального расследования, указанную в части второй пункта 12 настоящего Положения, и принимает одно из следующих решений:

обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних по месту жительства семьи (месту жительства родителей (родителя) с ребенком (детьми) с ходатайством о принятии решения о наличии в семье ребенка (детей) критериев и показателей социально опасного положения (далее – решение об обращении в комиссию по делам несовершеннолетних) не позднее 3 рабочих дней после проведения заседания совета профилактики;

рекомендовать родителям (родителю) обратиться за оказанием помощи по устранению трудной жизненной ситуации (далее – решение об устранении трудной жизненной ситуации) в течение 3 рабочих дней после проведения заседания совета профилактики;

информировать отдел образования об отсутствии критериев и показателей социально опасного положения ребенка (детей) не позднее 3 рабочих дней после проведения заседания совета профилактики.

14. Учреждением образования (социально-педагогическим центром) в соответствии с принятым решением об обращении в комиссию по делам несовершеннолетних направляются в комиссию по делам несовершеннолетних ходатайство о принятии решения о наличии в семье ребенка (детей) критериев и показателей социально опасного положения, выписка из решения совета профилактики, акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей), обобщенная информация по результатам социального расследования, указанная в части второй пункта 12 настоящего Положения, и предложения о мероприятиях по устранению критериев и показателей социально опасного положения ребенка (детей).

Учреждением образования (социально-педагогическим центром) в соответствии с принятым решением об устранении трудной жизненной ситуации в течение одного рабочего дня после проведения заседания совета профилактики направляется выписка из решения совета профилактики в соответствующую организацию, указанную в пункте 4 настоящего Положения, для оказания помощи по устранению трудной жизненной ситуации.

15. Организации, указанные в части второй пункта 14 настоящего Положения, не позднее 14 рабочих дней со дня получения выписки из решения совета профилактики направляют в учреждение образования (социально-педагогический центр) информацию об оказании помощи по устранению трудной жизненной ситуации либо о необращении родителей (родителя) за оказанием такой помощи для контроля условий жизни и воспитания ребенка (детей) либо принятия решения об обращении в комиссию по делам несовершеннолетних.

ГЛАВА 5
ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О НАЛИЧИИ В СЕМЬЕ РЕБЕНКА (ДЕТЕЙ) КРИТЕРИЕВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО ОПАСНОГО ПОЛОЖЕНИЯ, КОНТРОЛЬ ЗА ЕГО ИСПОЛНЕНИЕМ, ПРЕКРАЩЕНИЕ ЕГО ИСПОЛНЕНИЯ

16. Материалы, указанные в части первой пункта 14 настоящего Положения, рассматриваются комиссией по делам несовершеннолетних в течение 15 календарных дней со дня их поступления.

В случае предоставления учреждением образования (социально-педагогическим центром) неполного пакета документов, указанных в части первой пункта 14 настоящего Положения, а также при отсутствии в этих документах достаточных сведений, указывающих на наличие в семье ребенка (детей) критериев и показателей социально опасного положения, комиссия по делам несовершеннолетних в течение 3 рабочих дней возвращает поступившие материалы на доработку учреждению образования (социально-педагогическому центру) и устанавливает ему срок предоставления соответствующих материалов.

О дате и времени проведения заседания комиссии по делам несовершеннолетних в обязательном порядке в письменной либо электронной форме уведомляются родители (родитель).

По результатам рассмотрения поступивших материалов комиссия по делам несовершеннолетних принимает одно из следующих решений:

признать наличие в семье ребенка (детей) критериев и показателей социально опасного положения (далее – решение о признании наличия критериев и показателей социально опасного положения) с определением мероприятий по устранению критериев и показателей социально опасного положения, обязательных для исполнения родителями (родителем) и организациями, указанными в пункте 4 настоящего Положения;

отказать в признании наличия в семье ребенка (детей) критериев и показателей социально опасного положения (далее – решение об отказе в признании наличия критериев и показателей социально опасного положения) с указанием причин такого отказа и рекомендаций учреждению образования (социально-педагогическому центру) по дальнейшей работе с семьей.

17. Решение о признании наличия критериев и показателей социально опасного положения в течение 3 рабочих дней со дня его принятия направляется комиссией по делам несовершеннолетних родителям (родителю) и организациям, ответственным за реализацию мероприятий по устранению критериев и показателей социально опасного положения.

Решение об отказе в признании наличия критериев и показателей социально опасного положения в течение 3 рабочих дней со дня его принятия направляется комиссией по делам несовершеннолетних учреждению образования (социально-педагогическому центру) для дальнейшей работы с семьей.

18. В течение 3 рабочих дней после изменения места жительства семьи (места жительства родителей (родителя) с ребенком (детьми), в которой имеются критерии и показатели социально опасного положения, учреждение образования (социально-педагогический центр) информирует комиссии по делам несовершеннолетних по прежнему и по новому месту жительства семьи (месту жительства родителей (родителя) с ребенком (детьми) и направляет в комиссию по делам несовершеннолетних по новому месту жительства семьи (месту жительства родителей (родителя) с ребенком (детьми) решение о признании наличия критериев и показателей социально опасного положения и мероприятия по устранению критериев и показателей социально опасного положения для проведения социального расследования по новому месту жительства семьи (месту жительства родителей (родителя) с ребенком (детьми) и принятия решений, указанных в части четвертой пункта 16 настоящего Положения.

О принятых мерах в соответствии с частью первой настоящего пункта комиссия по делам несовершеннолетних по новому месту жительства семьи (месту жительства родителей (родителя) с ребенком (детьми) в течение 3 рабочих дней со дня их принятия информирует комиссию по делам несовершеннолетних по прежнему месту жительства семьи (месту жительства родителей (родителя) с ребенком (детьми) для внесения сведений о выбывшем ребенке (детях).

19. Исполнение решения о признании наличия критериев и показателей социально опасного положения рассматривается комиссией по делам несовершеннолетних не реже одного раза в квартал.

Уведомление о дате и времени проведения заседания комиссии по делам несовершеннолетних направляется организациям, ответственным за реализацию мероприятий по устранению критериев и показателей социально опасного положения, и родителям (родителю) не позднее 10 рабочих дней до дня этого заседания.

Организации, ответственные за реализацию мероприятий по устранению критериев и показателей социально опасного положения, информируют комиссию по делам несовершеннолетних не позднее 5 рабочих дней до дня заседания комиссии по делам несовершеннолетних о ходе их выполнения.

20. Комиссия по делам несовершеннолетних по результатам анализа исполнения родителями (родителем) и организациями, ответственными за реализацию мероприятий по устранению критериев и показателей социально опасного положения, решения о признании наличия критериев и показателей социально опасного положения принимает одно из следующих решений:

о продолжении исполнения мероприятий по устранению критериев и показателей социально опасного положения, в том числе при необходимости дополнительных мероприятий с указанием сроков их реализации, ответственных исполнителей;

об отобрании ребенка по форме согласно приложению 1;

о прекращении исполнения решения о признании наличия критериев и показателей социально опасного положения.

Решение, указанное в абзаце четвертом части первой настоящего пункта, принимается в случаях:

устранения критериев и показателей социально опасного положения;

достижения ребенком возраста 18 лет;

избрания для ребенка меры пресечения в виде заключения под стражу, осуждения его к наказанию в виде ареста или лишения свободы на определенный срок;

зачисления в специальное воспитательное учреждение несовершеннолетнего, в отношении которого постановлен приговор с применением принудительных мер воспитательного характера в виде помещения его в специальное воспитательное учреждение либо принято судом решение о помещении его в специальное воспитательное учреждение;

смерти ребенка, объявления его умершим либо признания безвестно отсутствующим, эмансипированным в установленном законодательством порядке;

смерти единственного родителя, избрания для единственного родителя меры пресечения в виде заключения его под стражу, осуждения его к наказанию в виде ареста, лишения свободы на определенный срок, объявления единственного родителя умершим либо признания безвестно отсутствующим;

изменения места жительства семьи (места жительства родителей (родителя) с ребенком (детьми).

ГЛАВА 6
ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ ОБ ОТОБРАНИИ РЕБЕНКА, УЧЕТА ДЕТЕЙ, ПРИЗНАННЫХ НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ И НУЖДАЮЩИМИСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ

21. Решение об отобрании ребенка принимается комиссией по делам несовершеннолетних в трехдневный срок в случаях, если установлено, что родители (родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), страдают хроническим алкоголизмом или наркоманией либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию ребенка (детей), в связи с чем он находится в социально опасном положении.

Решение об отобрании ребенка может быть принято комиссией по делам несовершеннолетних одновременно с решением о признании наличия критериев и показателей социально опасного положения.

Копия решения об отобрании ребенка вручается комиссией по делам несовершеннолетних родителям (родителю), у которых ребенок (дети) отобран, а также не позднее рабочего дня, следующего за днем вынесения данного решения, направляется:

в территориальный орган внутренних дел по месту жительства* родителей (родителя);

в организации по месту работы родителей (родителя), а в случаях, когда такие родители (родитель) не работают или когда ребенку назначена пенсия, – в органы по труду, занятости и социальной защите в целях прекращения социальных выплат (пенсий, государственных пособий семьям, воспитывающим детей, единовременных выплат, материальной помощи, государственной адресной социальной помощи), назначенных на ребенка (детей);

соответствующему прокурору;

в государственную организацию здравоохранения по месту жительства родителей (родителя);

в отдел образования.

______________________________

* Для целей настоящего Положения под местом жительства иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Республике Беларусь, понимается место их фактического временного пребывания, под местом жительства иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих в Республике Беларусь, понимается место их временного проживания.

22. Учет детей, признанных находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите, осуществляется отделами образования либо уполномоченными ими организациями в порядке, установленном законодательством о государственной статистике.

ГЛАВА 7
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УСТРАНЕНИЮ КРИТЕРИЕВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО ОПАСНОГО ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНА ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА

23. В случае принятия решения об отобрании ребенка руководителем районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации района в городе не позднее двух недель со дня принятия такого решения утверждается план защиты прав и законных интересов ребенка по форме согласно приложению 2, в котором определяется комплекс мероприятий по восстановлению семьи. План защиты прав и законных интересов ребенка является обязательным для исполнения организациями, указанными в пункте 4 настоящего Положения, их должностными лицами.

24. Реализацию мероприятий по устранению критериев и показателей социально опасного положения, выполнение плана защиты прав и законных интересов ребенка, социальное сопровождение семьи обеспечивают:

24.1. сельские, поселковые исполнительные комитеты, которые в пределах своей компетенции оказывают помощь нуждающимся семьям в решении бытовых и жилищных вопросов;

24.2. отделы образования, которые в пределах своей компетенции:

обеспечивают реализацию права ребенка (детей) на получение образования;

обеспечивают доступность образования, в том числе лицам с особенностями психофизического развития в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями, на всех уровнях основного образования, специального образования и при получении дополнительного образования;

осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка (детей);

24.3. учреждения образования (социально-педагогические центры), которые в пределах своей компетенции:

создают специальные условия для получения образования лицами с особенностями психофизического развития и оказания им коррекционно-педагогической помощи;

оказывают психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку ребенку (детям) и родителям (родителю);

осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, признанных находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите;

24.4. организации здравоохранения, которые в пределах своей компетенции:

в установленном законодательством о здравоохранении порядке оказывают медицинскую помощь;

консультируют родителей (родителя) по вопросам организации условий быта, ухода, питания ребенка (детей);

обучают родителей (родителя) навыкам ухода за новорожденными детьми и детьми раннего возраста;

консультируют родителей (родителя) и других членов семьи по вопросам формирования здорового образа жизни;

осуществляют контроль за выполнением рекомендаций медицинских работников по медицинской профилактике, диагностике, лечению и (или) медицинской абилитации, медицинской реабилитации ребенка (детей);

обеспечивают медицинское наблюдение, в том числе на дому, детей дошкольного возраста и детей-инвалидов;

выявляют родителей (родителя), которые злоупотребляют алкогольными напитками, потребляют наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, токсические или другие одурманивающие вещества, нуждающихся в установлении опеки и попечительства;

подготавливают необходимые материалы для возбуждения в суде дел о признании родителей (родителя) недееспособными или ограниченно дееспособными и принимают участие в рассмотрении таких дел;

24.5. органы по труду, занятости и социальной защите, территориальные центры социального обслуживания населения, центры социального обслуживания семьи и детей, которые в пределах своей компетенции:

проводят обследования многодетных семей, семей, воспитывающих детей-инвалидов, семей с ребенком (детьми), признанным находящимся в социально опасном положении и нуждающимся в государственной защите;

оказывают социальные услуги в зависимости от потребностей семьи;

назначают в соответствии с законодательством о социальной защите государственную адресную социальную помощь, материальную помощь, пенсии и государственные пособия семьям, воспитывающим детей;

участвуют в распределении безвозмездной (спонсорской) помощи, полученной в виде товаров (работ, услуг), иностранной безвозмездной помощи, помощи (пожертвований), полученной от физических лиц;

оказывают содействие родителям (родителю) в трудоустройстве, профессиональной подготовке, переподготовке, повышении квалификации, организации индивидуальной предпринимательской деятельности, организуют временную трудовую занятость детей в свободное от учебы время, реализуют иные меры в сфере содействия занятости;

участвуют в мероприятиях по профилактике социально опасного положения несовершеннолетних, противодействию домашнему насилию;

при поступлении из суда информации о признании родителей (родителя) недееспособными или ограниченно дееспособными принимают в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве меры по назначению над ними опекуна (попечителя), осуществляют контроль за деятельностью опекуна (попечителя);

24.6. территориальные органы внутренних дел, которые в пределах своей компетенции:

выступают с беседами и лекциями по вопросам обеспечения общественного порядка и профилактики правонарушений;

осуществляют подготовку документов для направления родителей (родителя), других членов семьи в лечебно-трудовые профилактории;

24.7. органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, которые в пределах своей компетенции проводят информационно-разъяснительную работу о необходимости соблюдения требований пожарной безопасности;

24.8. структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которые в пределах своей компетенции и при наличии оснований оказывают содействие в принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

24.9. организации, осуществляющие учет, расчет и начисление платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением, которые в пределах своей компетенции уведомляют родителей (родителя) об имеющейся задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, возмещению расходов организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, на электроэнергию, потребляемую на освещение вспомогательных помещений и работу оборудования, в том числе лифтов, в многоквартирных жилых домах;

24.10. орган государственного энергетического и газового надзора, энергоснабжающие, газоснабжающие организации, которые в пределах своей компетенции проводят информационно-разъяснительную работу о необходимости соблюдения требований безопасности при эксплуатации энергоустановок, газового оборудования и газопроводов, а также при пользовании электрической, тепловой энергией и пользовании газом в быту;

24.11. иные организации в пределах своей компетенции – в случаях реализации мероприятий по устранению критериев и показателей социально опасного положения, выполнения плана защиты прав и законных интересов ребенка, социального сопровождения семьи.

25. Комиссия по делам несовершеннолетних не реже одного раза в 2 месяца заслушивает родителей (родителя), организации, ответственные за реализацию плана защиты прав и законных интересов ребенка, о выполнении этого плана.

Уведомление о дате и времени проведения заседания комиссии по делам несовершеннолетних направляется организациям, ответственным за реализацию плана защиты прав и законных интересов ребенка, и родителям (родителю) не позднее 10 рабочих дней до этого заседания.

Организации, ответственные за реализацию плана защиты прав и законных интересов ребенка, информируют комиссию по делам несовершеннолетних о его выполнении не позднее 5 рабочих дней до заседания комиссии по делам несовершеннолетних.

Комиссия по делам несовершеннолетних по результатам анализа выполнения плана защиты прав и законных интересов ребенка при необходимости принимает решение о проведении дополнительных мероприятий с указанием сроков их реализации, ответственных исполнителей.

26. Организации, ответственные за реализацию плана защиты прав и законных интересов ребенка, по запросу комиссии по делам несовершеннолетних не позднее 5 месяцев с даты принятия решения об отобрании ребенка осуществляют выход по месту жительства семьи (месту жительства родителей (родителя) с ребенком (детьми) для обследования условий жизни родителей (родителя) и предоставляют в рамках компетенции итоговую информацию о реализации плана защиты прав и законных интересов ребенка за подписью руководителя организации, ответственной за реализацию этого плана, с выводами о возможности возвращения ребенка (детей) родителям (родителю) и предложениями о мероприятиях по социальному сопровождению семьи в случае принятия комиссией по делам несовершеннолетних решения о возвращении ребенка (детей) родителям (родителю).

Отделы образования в итоговой информации, указанной в части первой настоящего пункта, дополнительно отражают сведения о принятых родителями (родителем) мерах по восстановлению семьи, в том числе о создании необходимых условий жизни и воспитания ребенка (детей), об общении родителей (родителя) с ребенком (детьми), а также о результатах диагностики детско-родительских отношений, иных диагностических мероприятий, проведенных с ребенком (детьми) и родителями (родителем), с предоставлением в комиссию по делам несовершеннолетних акта обследования условий жизни родителей (родителя).

Территориальные органы внутренних дел в итоговой информации, указанной в части первой настоящего пункта, дополнительно отражают имеющиеся в отношении семьи сведения о домашнем насилии, о привлечении в период отобрания ребенка (детей) родителей (родителя), а также иных лиц, участвующих в воспитании и содержании ребенка (детей), к административной и (или) уголовной ответственности.

Организации здравоохранения в итоговой информации, указанной в части первой настоящего пункта, дополнительно отражают результаты медицинских осмотров ребенка (детей), сведения о принятых родителями (родителем) мерах по посещению ребенка (детей) в организациях здравоохранения.

Органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, органы государственного энергетического и газового надзора, энергоснабжающие, газоснабжающие организации в итоговой информации, указанной в части первой настоящего пункта, дополнительно отражают сведения о соблюдении родителями (родителем) в жилых помещениях, куда планируется возвращение ребенка (детей), требований пожарной безопасности, требований безопасности при эксплуатации энергоустановок, газового оборудования и газопроводов, а также при пользовании электрической, тепловой энергией и пользовании газом в быту.

Органы по труду, занятости и социальной защите, территориальные центры социального обслуживания населения, центры социального обслуживания семьи и детей в итоговой информации, указанной в части первой настоящего пункта, дополнительно отражают сведения о трудоустройстве родителей (родителя) и их явке на работу.

ГЛАВА 8
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ О ВОЗВРАЩЕНИИ РЕБЕНКА (ДЕТЕЙ) РОДИТЕЛЯМ (РОДИТЕЛЮ), ОБ ОБРАЩЕНИИ В СУД С ИСКОМ О ЛИШЕНИИ РОДИТЕЛЕЙ (РОДИТЕЛЯ) РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ, ОБ ОТОБРАНИИ РЕБЕНКА (ДЕТЕЙ) БЕЗ ЛИШЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ И О ПРЕКРАЩЕНИИ ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЯ ОБ ОТОБРАНИИ РЕБЕНКА

27. Не позднее 6 месяцев со дня принятия решения об отобрании ребенка на заседании комиссии по делам несовершеннолетних рассматривается итоговая информация, указанная в пункте 26 настоящего Положения, заслушиваются мнения членов комиссии по делам несовершеннолетних, родителей (родителя) и путем открытого голосования членов комиссии по делам несовершеннолетних принимается одно из следующих решений:

о возвращении ребенка (детей) родителям (родителю);

об обращении в суд с иском о лишении родителей (родителя) родительских прав, отобрании ребенка (детей) у родителей (родителя) без лишения родительских прав.

При принятии решений, указанных в части первой настоящего пункта, в протоколе заседания комиссии по делам несовершеннолетних отражаются персональные мнения членов комиссии по делам несовершеннолетних (при их наличии), итоги голосования.

28. При принятии решения о возвращении ребенка (детей) родителям (родителю) комиссия по делам несовершеннолетних утверждает мероприятия по социальному сопровождению семьи.

О принятии решения о возвращении ребенка (детей) родителям (родителю) не позднее рабочего дня, следующего за днем вынесения данного решения, комиссией по делам несовершеннолетних уведомляются организации по месту работы родителей (родителя), которым возвращается ребенок (дети), и (или) органы по труду, занятости и социальной защите.

Копия решения о возвращении ребенка (детей) родителям (родителю) направляется соответствующему прокурору не позднее дня, следующего за днем принятия данного решения.

29. Обращение с иском в суд осуществляется отделом образования в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения об обращении в суд с иском о лишении родителей (родителя) родительских прав, отобрании ребенка (детей) у родителей (родителя) без лишения родительских прав.

30. Исполнение решения об отобрании ребенка прекращается комиссией по делам несовершеннолетних в случаях, указанных в абзацах третьем–седьмом части второй пункта 20 настоящего Положения.

31. Социальное сопровождение семьи со дня принятия решения о возвращении ребенка (детей) родителям (родителю) осуществляется в течение периода, определенного комиссией по делам несовершеннолетних, но не менее 6 месяцев с даты возвращения ребенка (детей) родителям (родителю).

Информация о социальном сопровождении семьи, в которую возвращен ребенок (дети), об изучении условий жизни и воспитания ребенка (детей) по месту жительства семьи (месту жительства родителей (родителя) с ребенком (детьми) соответствующими организациями, указанными в пункте 4 настоящего Положения, в сроки, установленные комиссией по делам несовершеннолетних, направляется в отдел образования.

В случае выявления неблагоприятной для ребенка (детей) обстановки в семье, в отношении которой осуществляется социальное сопровождение, отдел образования информирует учреждение образования (социально-педагогический центр) о необходимости проведения социального расследования в порядке, определенном в главе 4 настоящего Положения.

 

 

 

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.