Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Методики для диагностики дошкольников на готовность к школе

Дата: 25 января 2023 в 08:59

1.1 Умение ориентироваться в окружающем мире, запас знаний, отношение к школе

Вопросы:

1. Как тебя зовут?

2.Сколько тебе лет?

3.Как зовут твоих родителей?

4.Как называется город (село, деревня, поселок), где ты живешь?

5.Каких ты знаешь домашних животных?

Каких ты знаешь диких животных?

6.В какое время года на деревьях появляются листья?

7.Что остается на земле после дождя?

8.Чем отличается день от ночи?

9.Хочешь ли ты идти в школу?

10.Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?

11.Как, по-твоему, лучше учиться - дома с мамой или в школе с учительницей?

Ключ:

на каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

Варианты верных ответов:

№ 1- 4: верный ответ (в том числе, если называются уменьшительные имена);

№ 5: названо не меньше 2 домашних и 2 диких животных;

№ 6: «весной», «когда зима кончилась»;

№ 7: «лужи, грязь, вода...»;

№ 8: «днем светло», т.д. №9: утвердительный ответ;

№ 10: указания на занятия, получение знаний и т.п.

№11: предпочтение школьного обучения домашнему.

  • Итоговый уровень осведомленности определяется набранной суммой баллов по № 1-8

Высокий уровень 7-8 баллов;

Средний уровень 5-6 баллов;

Низкий уровень 4 и менее.

  • Сформированности положительного отношения к школе определяется по вопросам №9-11

Положительное отношение -3 балла;

Безразличное - 2 балла;

Негативное - 1- 0 баллов.

1.2 Исследование уровня  слухового восприятия

Инструкция:

Ребенку диктуется предложение: «Сережа встал, умылся, позавтракал, взял игрушки и пошел в садик».

После этого его спрашивают о порядке действий Сережи.

Ключ:

  • Если ребенок правильно ответил на все вопросы, задание оценивается 3 баллами - высокий уровень;
  • Ребенок допустил 1 - 3 ошибки - 2 балла - средний уровень;
  • Ребенок не выполнил задание, если допустил более 3 ошибок -1- 0 баллов -низкий уровень.

1.3 Методика «Запоминание 10 слов» /по А.Р.Лурия

Цель: исследование объема слухоречевого запоминания, определенного количества слов.

Инструкция: «Сейчас я прочту тебе 10 слов

(Книга, сад, конь, звон, рак, дом, мир, куст, вода, мед) сразу, как я закончу, ты повторишь те слова, которые запомнишь в любом порядке».

При повторении заучивания инструкция заменяется: «Послушай и повтори еще раз».

Ключ:

  • В норме: дети запомнившие сразу больше 5 слов, а через 3 повтора все 10 слов - получают 3 балла - высокий уровень;
  • Если дети запоминают с первого раза 4-5 слов, а все 10 слов в среднем через 3-5 повторений -2 балла - средний уровень;
  • Дети, запомнившие сразу менее 5 слов, а через 5 повторений, количество слов увеличилось на 1 -2 единицы - 1 балл - низкий уровень.

1.4 Методика «Аналогии»

Цель: сформированность способности делать умозаключения по аналогии.

Инструкция:

«Я буду называть тебе три слова. Два из них подходят друг другу, являются парой. Тебе надо будет придумать слово, подходящее по смыслу к третьему слову, то есть найти ему пару.

Варианты:

Окунь - рыба, а ромашка -  ...?  (цветок).

Морковь - огород, а грибы - ...?  (лес).

Часы - время, а градусник - ...? (температура).

Глаз - зрение, а уши - ...? (слух).

Добро - зло, а день - ...? (ночь).

Утюг - гладить, а телефон - ...? (звонить).

Ключ:

  • 2 балла -    если ребенок нашел правильное слово в 5 случаях из 6 возможных - высокий уровень;
  • 1 балл - если ребенок нашел правильное слово в 3-4 случаях из 6 возможных - средний уровень;
  • 0 баллов - если ребенок нашел правильное слово в 1-2 случаях из 6 возможных -  низкий уровень.

1.5 Методика «звуковые прятки»

/Н.И.Гуткина/

Цель: определение уровня сформированости у ребенка фонематического слуха.

Инструкция:

Ребенку рассказывают, о том, что все слова состоят из звуков, которые мы произносим, и потому люди могут слышать и произносить слова. Для примера произносятся несколько гласных и согласных звуков. Затем ребенку предлагается поиграть в «прятки» со звуками.

Условия игры: каждый раз договариваться какой звук нужно будет искать, после чего называются слова, а ребенок должен определить есть или нет данный звук в слове.

Предлагается искать звук «О», звук «А», звук «Ш», и звук «С».

О

А

Ш

С

Кошка

Палка

Шалаш

Свисток

Стул

Сук

Тетрадь

Пенал

Почта

Лампа

Штаны

Светофор

Карандаш

Ведро

Камень

Луна

Сок

Сталь

Шелест

Сеть

Ключ:

  • 3 балла - если ребенок не допустил ни одной ошибки - высокий уровень;
  • 2 балла - если ребенок допустил 1 ошибку - средний уровень;
  • 1 балл - если ребенок допустил более 1 ошибки - низкий уровень.

1.6 Методика «ДА И НЕТ»

/Н.И.Гуткина/

Цель: исследование умения действовать по правилу, сформированность произвольной регуляции ребенка.

Инструкция: «Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слово «да» и слово «нет». Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить? Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя произносить слово «да» и «нет». Понятно?»

1. Ты хочешь идти в школу?

2. Ты любишь слушать сказки?

3. Ты любишь смотреть мультфильмы?

4. Тебе нравится гулять в лесу?

5. Ты любишь играть в игрушки?

6. Ты хочешь учиться?

7. Ты хочешь играть во дворе с ребятами?

8. Тебе нравится болеть?

9. Ты любишь смотреть телевизор?

Ошибками считаются только слова «да» и «нет». Слова «ага», «неа» и тому подобные не рассматриваются в качестве ошибок. Также не считается ошибкой бессмысленный ответ, если он удовлетворяет формальному правилу игры. Вполне допустимо, если ребенок вообще молчит и лишь ограничивается утвердительным или отрицательным движением головы.

 Ключ:

  • 3 балла, если задание выполнено на хорошем уровне, если не допущено ни одной ошибки - высокий уровень;
  • 2 балла, если допущена одна ошибка - средний уровень;
  • 1 балл, если допущена одна ошибка - низкий уровень.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.