Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Методические рекомендации по организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися в учреждениях образования (2023г.)

Дата: 1 ноября 2021 в 11:19, Обновлено 31 марта 2023 в 08:41

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель Министра образования

Республики Беларусь

      А.В.Кадлубай

«1» февраля 2023 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ

(за исключением обучающихся

специальных учебно-воспитательных учреждений,

специальных лечебно-воспитательных учреждений)

Общие положения

Методические рекомендации разработаны в целях реализации положений Закона Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – Закон) и определяют порядок организации и проведения индивидуальной профилактической работы (далее ИПР) в отношении обучающихся учреждений образования, определенных в статьях 5 и 13 Закона.

В методических рекомендациях используются следующие термины и их определения:

профилактика - комплекс социальных, психологических, педагогических и иных мероприятий, направленных на воспитание позитивно ориентированной личности, формирование культуры здорового образа жизни, ценностных ориентаций, укрепление психического здоровья несовершеннолетних, формирование у них навыков конструктивного взаимодействия с окружающими, развитие коммуникативных способностей;

программа индивидуальной профилактической работы - программа помощи несовершеннолетнему и его родителям (законным представителям), которая реализуется в учреждениях образования, формируется на основе психологической и социально-педагогической диагностики несовершеннолетнего с учетом его потребностей и направлена на преодоление противоправного поведения несовершеннолетних. Программа содержит конкретные мероприятия, сроки их проведения и определяет ответственных исполнителей.

ИПР осуществляется со дня получения учреждением образования документа, являющегося основанием для ее проведения, а именно:

заявления несовершеннолетнего либо его родителей, усыновителей (удочерителей), опекунов, попечителей (далее – законные представители);

приговора, решения, постановления или определения суда;

постановления комиссии по делам несовершеннолетних, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел.

ИПР в отношении несовершеннолетнего прекращается по решению руководителя учреждения образования при наличии следующих оснований:

истечение срока проведения ИПР (в зависимости от категории несовершеннолетних);

достижение несовершеннолетним возраста восемнадцати лет;

избрание меры пресечения в виде заключения под стражу;

осуждение к наказанию в виде ареста или лишения свободы;

в случае смерти, а также объявления умершим либо признания безвестно отсутствующим в порядке, определенном законодательством.

Порядок рассмотрения материалов, поступивших в учреждение образования от родителей, а также из органов, учреждений и организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

При поступлении в учреждение образования документа, являющегося основанием для проведения ИПР, заместитель директора по основной деятельности (учебной, воспитательной, учебно-воспитательной работе) совместно с педагогом социальным, педагогом-психологом, классным руководителем (в учреждениях, реализующих образовательные программы общего среднего образования, специального образования на уровне общего среднего образования, образовательные программы специального образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью), куратором, мастерами производственного обучения, воспитателями (в социально-педагогических учреждениях, учреждениях, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования) в течение 10 календарных дней организуют сбор информации о несовершеннолетнем в соответствии с показателями. 

Для сбора информации предлагается использовать:

проведение психологической и социально-педагогической диагностики;

наблюдение за несовершеннолетним с использованием примерных схем (приложение 1);

изучение особенностей проживания и воспитания несовершеннолетнего в ходе посещения его по месту жительства (приложение 2);

собеседование с несовершеннолетним и его законными представителями, педагогами, другими обучающимися;

анализ документов и материалов, характеризующих несовершеннолетнего;

оценку рисков совершения подростком повторных противоправных действий с заполнением формы оценки рисков (приложение 3).

Требования к содержанию программы индивидуальной профилактической работы и реализации ее мероприятий

Программа индивидуальной профилактической работы (далее программа) (приложение 4) является системообразующим компонентом процесса ИПР с несовершеннолетним и его законными представителями, разрабатывается с учетом характера совершенного противоправного деяния, диагностики личности несовершеннолетнего, предполагает промежуточный и итоговый анализ результатов.

По результатам диагностики определяется актуальность проблемы, подбираются методы, формы и средства оказания социально-педагогической поддержки и психологической помощи несовершеннолетнему.

При составлении программы следует учитывать особенности возраста несовершеннолетнего, его психофизического развития.

Программа должна предусматривать вовлечение несовершеннолетнего и его окружения в процесс преодоления проблемной ситуации, создание условий для освоения ребенком позитивного опыта разрешения проблем. В разработке программы принимают участие социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, кураторы, мастера производственного обучения, воспитатели общежитий, законные представители несовершеннолетнего и иные заинтересованные.

В целях мотивирования подростка к достижению ожидаемых результатов программы ИПР предлагается обсудить с ним его обязательства по изменению поведения (обязательство изучить и выполнять правила внутреннего распорядка школы, извиниться перед тем, кого обидел, не опаздывать на первый урок, не пропускать занятия без уважительной причины и пр.), которые могут быть составлены совместно с ним и заверены его подписью и подписью его законных представителей.

Программой ИПР определяются критерии и достижимые показатели, порядок контроля за реализацией мероприятий. Цели программы ИПР должны быть конкретными, измеримыми, ориентированными на решение или преодоление выявленной проблемы, основанными на результатах диагностики риска совершения повторных противоправных действий и иметь четкие временные границы.

Содержательный блок программы ИПР может состоять из перечня мероприятий и сроков их реализации (или календарного плана по реализации программы).

На заседании совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее – совет профилактики) не позднее четырнадцати календарных дней с момента поступления информации о необходимости проведения ИПР рассматривается проект программы, вносятся необходимые дополнения и (или) изменения, устанавливается периодичность анализа реализации мероприятий программы.

В течение двух календарных дней после составления программы учреждение образования знакомит законных представителей несовершеннолетнего и несовершеннолетнего с ее содержанием (под подпись) и в случае необходимости представляет им выписку из программы.

Для разработки программ ИПР рекомендуется использовать учебно-методические пособия и иные издания, рекомендованные Министерством образования Республики Беларусь, перечень которых представлен на Национальном образовательном портале (www.adu.by / Организация воспитания).

Организация индивидуальной профилактической работы

Выполнение мероприятий программы ИПР осуществляется педагогическими работниками, подростком с помощью специалистов, а также его законными представителями. Для оптимизации связи с подростками рекомендуется использовать напоминания и поощрения (с применением мессенджеров и (или) социальных сетей). В зависимости от потребностей несовершеннолетнего рекомендуется проводить встречи по обучению его конкретным навыкам преодоления рисков совершения повторного правонарушения с периодичностью от 1-2 раз в неделю до 1 раза в 2 недели, длительностью занятия от 45 минут до 1 часа. Чем выше уровень риска, тем интенсивнее частота занятий в неделю.

При проведении бесед и информационных мероприятий важно определять знания, которые обучающийся должен усвоить, а также последующие мероприятия, которые помогут эти знания перевести в умения и навыки, помогут в достижении ожидаемого результата. 

Групповые занятия (консультации, семинары) для законных представителей проводятся не реже 1 раза в месяц, длительность занятия зависит от применяемой методики и составляет от 45 минут до 2 часов.

Консультации педагогом-психологом и педагогом социальным проводятся с целью предоставления несовершеннолетнему, законным представителям и педагогическим работникам информации по вопросам, связанным с развитием и поведением ребенка.

Индивидуальные, групповые занятия, консультации специалистов регистрируются в журнале учета консультаций участников образовательного процесса. Мероприятия программы, проведенные классными руководителями, кураторами учебных групп, воспитателями общежитий, регистрируются в соответствующей документации.

В случае проживания несовершеннолетнего, в отношении которого проводится ИПР, в общежитии учреждения профессионально-технического или среднего специального образования, в специальной школе-интернате в целях создания эффективной системы профилактики преступлений и иных правонарушений среди несовершеннолетних руководитель учреждения образования по месту обучения несовершеннолетнего может обратиться в социально-педагогический центр (далее СПЦ) по месту жительства законных представителей несовершеннолетнего с запросом об оказании содействия в организации психологической помощи, социально-педагогической поддержки законных представителей с указанием сроков представления информации о выполнении мероприятий.

Работа с законными представителями должна проводиться в тесном взаимодействии учреждения образования и СПЦ с применением разнообразных форм и методов работы, при необходимости могут привлекаться специалисты различных государственных органов, государственных и иных организаций.

СПЦ при получении запроса от учреждения образования организует работу с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего по формированию в его семье положительного морально-психологического климата, максимально способствующего гармоничному развитию несовершеннолетнего и коррекции детско-родительских взаимоотношений, недопущению разрыва отношений и дезадаптации, рецидива.

СПЦ направляет информацию о реализации мероприятий с законными представителями в учреждение образования по месту обучения несовершеннолетнего в соответствии с установленными программой ИПР сроками.

В случае принятия решения комиссией по делам несовершеннолетних о проведении комплексной реабилитации несовершеннолетнего, в отношении которого повторно в течение одного года рассматриваются материалы по фактам потребления им наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива (с которым на данный момент реализуется программа ИПР), необходимо организовать работу в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 июня 2017 г. № 487 «Об утверждении Положения о порядке комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством», инструктивно-методическим письмом «Об особенностях деятельности учреждений образования по реализации норм Положения о порядке комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством», утвержденным 14 декабря 2017 г.

При разработке предложений по мероприятиям первичной, основной, завершающей индивидуальной реабилитационной программы целесообразно включать мероприятия программы ИПР, которые не выполнены на день разработки для направления их в СПЦ либо в детское интернатное учреждение.

Одновременно специалисты учреждения образования, в котором обучается несовершеннолетний и где в отношении него проводится ИПР, передают копии программы, психологической характеристики обучающегося, аналитических справок о результатах проделанной работы, иные материалы специалистам СПЦ (детского интернатного учреждения), которые будут сопровождать комплексную реабилитацию.

Для координации действий по контролю за поведением несовершеннолетнего учреждение образования в течение одного календарного дня обязано информировать ИДН по месту фактического проживания об отсутствии на занятиях учащегося, с которым субъектами профилактики проводится ИПР.

Рассмотрение хода реализации программы индивидуальной профилактической работы и контроль за ее результативностью

При проведении ИПР недопустима эпизодичность взаимодействия педагогических работников с несовершеннолетним и его законными представителями, что значительно снижает результативность проводимых мероприятий.

Промежуточные и итоговые результаты реализации программы рассматриваются на заседании совета профилактики 1-2 раза в квартал (в зависимости от сроков проведения ИПР – приложение 5). К заседанию совета профилактики готовится информация о реализации мероприятий программы, достигнутых результатах, в случае их отсутствия или низкой эффективности ИПР, вносят предложения по дополнению программы ИПР.

К участию в рассмотрении  результативности ИПР приглашаются законные представители несовершеннолетнего. Также могут быть приглашены представители государственных органов, учреждений и иных организаций, участвующие в реализации мероприятий программы.

Основным критерием при проведении анализа реализации мероприятий программы должна быть сравнительная динамика позитивных изменений в реализации поставленных целей и достижении результатов.

Контроль за проведением ИПР в учреждении образования осуществляет заместитель директора по воспитательной (учебно-воспитательной) работе, который координирует деятельность педагогических работников и организует анализ и рассмотрение ее результатов.

          Учет обучающихся, в отношении которых проводится ИПР, осуществляется учреждением образования по форме (приложение 6).

Учреждение образования обеспечивает ежемесячное не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, представление указанных сведений в комиссию по делам несовершеннолетних по месту нахождения учреждения образования.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.